empty static

Wine 10.10: новые функции и исправления для Windows-приложений

Совместимость Windows и Linux: Wine как стеклянный мост между приложениями двух систем, визуализированный через интерфейсы Windows и Linux, соединённые прозрачным слоем совместимости. Проект Wine продолжает развиваться в рамках стремления обеспечить стабильную и совместимую среду для запуска Windows-приложений на POSIX-платформах. В свежем выпуске версии 10.10 реализован целый ряд технических улучшений, направленных на расширение возможностей и устранение багов, препятствующих корректной работе программ в Linux и других системах. Wine остаётся ключевым компонентом в таких инициативах, как Proton от Valve, и активно используется в игровых и корпоративных сценариях. Обновление 10.10 стоит рассматривать не как формальный патч, а как накопительный релиз, повышающий качество всей платформы. Ниже рассмотрены ключевые изменения, вошедшие в состав этой версии, а также связанные с ней обновления Mono и Media Foundation, обеспечивающие поддержку современных API и мультимедийных возможностей.

Обновление Mono до версии 10.1.0

Одним из заметных элементов релиза стало обновление встроенного движка Mono до версии 10.1.0. Эта версия включает поддержку SDL3, что обеспечивает большую гибкость при работе с играми и мультимедийными приложениями, особенно теми, которые используют FNA. Теперь FNA3D предлагает три рендеринг-бэкенда: OpenGL, D3D11 и SDLGPU, последний из которых по умолчанию использует Vulkan, обеспечивая лучшую производительность и совместимость.

Также стоит отметить появление минимальной реализации msbuild.exe, устраняющей одно из ограничений для .NET-проектов. Это решение напрямую связано с запросом в баг-трекере Wine (bug 17020) и уже помогает при компиляции ряда приложений. Дополнительно была добавлена поддержка функционала "Корзины" для VB.NET-классов, используемого, например, в инструментах DayZ, а также исправлены ошибки в System.Net, мешавшие корректной работе с IPv6-адресами.

Mono 10.1.0 совместим с CMake 4, а в состав обновления вошли свежие версии FNA (25.04), llvm-mingw (20250417) и SDL (3.2.10).

Отказ от зависимости OSMesa

Система сборки Wine больше не требует наличия библиотеки OSMesa. Это изменение упрощает установку на многих дистрибутивах и делает сборку менее перегруженной. Ранее OSMesa применялась для некоторых специфических сценариев отладки OpenGL, но теперь её функциональность признана устаревшей или заменённой другими подходами.

Поддержка Windows Runtime в WIDL

Компонент widl, отвечающий за генерацию интерфейсов IDL, получил поддержку метаданных Windows Runtime. Это расширение делает Wine более пригодным для запуска современных Windows-приложений, особенно тех, которые используют UWP или WinRT API. Расширенная поддержка этих технологий была необходима давно и теперь начинает реализовываться на системном уровне.

Обновление локалей до Unicode CLDR 47

Система локализации Wine синхронизирована с Unicode CLDR 47 — последней стабильной версией стандартов локалей и форматов. Это обеспечивает более точное отображение дат, чисел и валют в приложениях, чувствительных к региональным настройкам.

Поддержка P010 в Media Foundation

Wine 10.10 включает поддержку видеоформата P010 в Media Foundation. Это 10-битный формат представления YUV, используемый в современных видеокодеках (например, HEVC) и обеспечивающий более высокое качество при обработке мультимедиа. Реализация поддержки P010 важна для совместимости с видеоплеерами и обработчиками, ориентированными на Windows.

Исправления в популярных играх и приложениях

В релиз вошли точечные исправления, устраняющие баги и улучшающие стабильность работы следующих программ:

  • Rise of Nations
  • Braid
  • Steam
  • Horizon Chase
  • F.E.A.R
  • S.T.A.L.K.E.R. Anomaly
  • Eador. Masters of the Broken World
  • StarCraft Remastered
  • The Fidelio Incident
  • Vampyr

Для многих из этих игр проблемы касались вывода графики, обработки ввода или сбоев при запуске, и устранение ошибок напрямую влияет на пользовательский опыт.

Wine 10.10 демонстрирует последовательную работу над стабильностью платформы, приближая совместимость с Windows к новому уровню и обеспечивая более комфортную среду для пользователей, переходящих на Linux без потери доступа к привычному ПО.